Советы музыкального руководителя
Музыкальные инструменты своими руками
Дорогие родители, неужели вы сомневаетесь в способности музыкальных игрушек развивать?
Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление малыша; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера — своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.
В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир, преодолеть застенчивость и скованность.
Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не каждому. Да и необходимости в этом нет. Ведь ребенок так быстро растет, развивается, а прежние игрушки перестают удовлетворять познавательным потребностям малыша. И необходимость в их обновлении растет с каждым днем.
Можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять. Сделанный своими руками инструмент поможет вам приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много — желание и чуть-чуть выдумки!
Начать можно с самого простого — погремушки. Для основы этой игрушки могут подойти любые пластиковые бутылочки (из-под йогуртов, напитков, кремов), а так же материал — наполнение, который будет шуметь и привлекать внимание ребенка. Подойдет любая крупа, пуговки разных размеров, бисер.
Возьмите бутылочку и засыпьте внутрь небольшое количество материала, чтобы игрушка была легкой по весу. Выбирая материал, обратите внимание на то, что слишком резкие звуки вызывают у малыша неприятные ощущения. Обратите внимание так же на прочность упаковки. Помните, что рассыпавшиеся мелкие детали погремушки могут попасть в рот и нос малыша. Игрушка доставит радость вам и вашему малышу в том случае, если будет безопасной, звонкой, а так же яркой. Украсить игрушку можно самоклеющейся цветной бумагой, атласными лентами. А если поверх цветной бумаги наклеить или нарисовать глазки, носик и улыбающийся ротик, то игрушка "оживет" и станет верным другом малышу.
Еще мне хочется предложить один из вариантов конструирования барабана. Я искренне убеждена, что в процессе изготовления инструмента у вас появится большое количество оригинальных идей. Постарайтесь организовать процесс конструирования таким образом, чтобы малыш принял в нем посильное участие.
•Для изготовления барабана нам понадобятся:
металлическая коробка из-под печенья или чая;
•манная крупа;
•атласная лента (можно заменить любой широкой тесьмой);
•корпус от двух использованных гелевых ручек;
•капсула от бахил (или пластиковое яйцо от киндер-сюрприза);
•наполнитель для палочек — погремушек (бусинки, мелкие пуговки, бисер или любая крупа).
Корпус барабана
1.Возьмите металлическую коробку — это будет корпус барабана. Шилом проколите 2 отверстия друг напротив друга ближе к верхнему краю стенки и два отверстия в крышке.
2.Внутрь коробки насыпьте слой манной крупы в 1 см (чтоб чуть приглушить звук барабана).
3.Соедините концом ленты пары отверстий .
4.Плотно закройте крышку, затяните ленту узлом и обмотайте скотчем стык крышки с коробкой, чтобы не высыпалась манная крупа.
Изготовление палочек-погремушек
1.Возьмите 2 корпуса от использованных гелевых ручек:
◦открутите от корпуса наконечник;
◦раскройте капсулу от бахил;
◦в крышечке капсулы ножом прорежьте отверстие диаметром чуть меньше резьбы корпуса ручки.
2.Вставьте в отверстие корпус от ручки и плотно прикрутите к нему наконечник.
Теперь капсулу можно закрыть. Эту капсулу, кстати, можно наполнить маленькими пуговками, крупой, бисером и тогда барабанные палочки превратятся в веселые погремушки.
Барабан готов к использованию.
Через некоторое время барабан можно обновить. Просто оформите его цветной самоклеющейся бумагой. Изменится не только внешний вид инструмента, но и его звук.
Пусть музыкальные игрушки станут верным союзником и помощником в развитии вашей крохи. И желаю вам радости от совместного творчества!
Зачем ребенку музыка?
Мы уверены, что нужна. Хотя бы потому, что музыкальное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Впрочем, далеко не все разделяют такое мнение. "Вряд ли, - сомневается наш знакомый, отец двух детей, физик по профессии. - Воспитывать может слово, мысль, поступок. Но звуки, не наполненные определенным содержанием?.."
Родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задавали вопрос: для чего вашему ребенку музыка? Отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел на каком-нибудь инструменте играть; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: чтобы не рос злым. Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка.
У малыша еще мало знаний, мало опыта, но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нем эту свежесть и обостренность чувств.
Семилетняя Катя играет пьесу "Болезнь куклы" из "Детского альбома" Чайковского, и ее глаза погрустнели. Восьмилетний Сережа, прослушав пьесу Шумана "Первая утрата", нарисовал картинку: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели папа и мама птенчика и сидят, нахохлившись. на краю гнезда… Обращаясь к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадать чужому горю.
О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Даром богов провозглашали музыку пифагорейцы. Платон, разделявший эстетические взгляды Пифагора, писал: "...Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой".
Музыка была символом порядка и цивилизации в представлении древних китайцев. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Конфуций, например, играл на цине (древнекитайский инструмент) в минуты опасности.
Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы, пассажи. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Вспоминается притча. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один; скрипач-оркестрант, считавшийся музыкантом посредственным, несколько лет ездил за Паганини и просил великого итальянца взять его в ученики. В конце концов маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспеченного виртуоза спрашивали, как же Паганини сделал его мастером, тот был краток: "Паганини научил меня концентрации внимания".
Если ребенок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом, а занимается совсем другим делом, время, проведенное за инструментом, не прошло зря. Он научился тому, что в жизни наверняка пригодится - много и сосредоточенно трудиться.
Занятия музыкой развивают интеллектуально. Вернемся к замечанию нашего знакомого папы-физика. Как же все-таки объяснить, что звуки, не наполненные, по его словам, смысловым содержанием, становятся важным средством воспитания?
Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.
Как показали исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Учителя младших классов говорят, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения; у детей обостряется восприятие, они лучше соображают.
Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что "…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности".
Духовному развитию детей способствует и пение в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. "Воспитывая хориста, - писал известный хормейстер Георгий Струве, - вы прежде всего воспитываете человека влюбленного в музыку, честного в своих мыслях и поступках". Между поющими в одном хоре (как детьми, так и взрослыми) обычно складываются дружеские отношения. Эмоциональный настрой одного передается другому. Восьмилетняя Таня на вопрос, нравится ли ей петь в хоре, отвечает: "Очень. Мы не только поем вместе, но и помогаем друг другу. Когда у кого-нибудь песня не получается, мы напеваем ему мотив. И просто дружим".
Занятия музыкой сближают детей и родителей. Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно, совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки; игра в ансамбле на разных инструментах; родители, умеющие играть, могут аккомпанировать маленькому скрипачу или певцу.
Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в домашнем концерте вместе с папой, мамой, бабушкой. Вот семья, в которой девятилетний Дима, занимающийся в музыкальном кружке, начинает готовиться к концерту за неделю: подбирает аккомпанемент к песне, которую будет петь старшая сестра, репетирует дуэт с папой, играющим на гитаре. Всей семьей рисуют пригласительные билеты и рассылают их гостям.
У семейного музицирования давние традиции. Зародившись в аристократических салонах Западной Европы в XVI - XVII веках, оно со временем проникает во всё более широкие круги народа. Центром такого музицирования стала Вена. Здесь особенно увлекались камерной музыкой и потому старались учить детей на разных музыкальных инструментах. Если один ребенок играл на скрипке, то другого учили игре на альте или виолончели. (Эта традиция до сих пор сохранилась в южной Германии, в частности в Баварии.)
В начале 20-х годов наши выдающиеся музыканты-педагоги Борис Асафьев и Болеслав Яворский стремились сделать творческое музицирование одним из главных методов музыкального воспитания. По их предложению стали входить в практику детские оркестры с безвысотными ударными инструментами (барабанчики, бубны, кастаньеты, треугольники), а также специально настроенные стеклянные сосуды, когда звук извлекается ударом по ним специальной палочки. Играя в таких оркестрах, дети (особенно, те, которые по каким-то причинам не могли петь) получали возможность активно заниматься музыкой. К сожалению, оркестры эти просуществовали недолго.
Важный стимул для детей, занимающихся музыкой, - участие в концертах, в том числе домашних. Устраивая такой концерт, надо постараться создать праздничную атмосферу: навести порядок в комнате, красиво одеться, поставить в ряд стулья и т. п. Пока звучит музыка, исключены разговоры, не стоит ходить по комнате, заниматься каким-либо другим делом. Всё как на настоящем концерте.
Даже если ребенок играет, по вашему мнению, не очень хорошо, с ошибками, непременно надо наградить его исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания - потом.
И еще одно существенное обстоятельство. Ребенок, выступая в концертах, начинает понимать, что, играя, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы сами становимся добрее.
Занятия музыкой делают человека сильней. Музыка развивает решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: "Музыка должна высекать огонь из мужественной души".
В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно, песенной на человека и даже на массы людей. Во времена Великой французской революции один из генералов Робеспьера обратился с просьбой к парламенту: "Пришлите в подкрепление тысячу солдат либо тысячу экземпляров "Марсельезы"